Автор: Носач Елена Анатольевна учитель математики высшей квалификационной категории, руководитель городского методического объединения учителей математики г.Лесосибирска.
Описание практики
Формирование финансовой грамотности у учащихся.
Цель: создать условия для обучения педагогов и учащихся финансовой грамотности.
Задачи:
– внедрить разработанную дорожную карту учителем Носач Е.А. по формированию функциональной грамотности у учащихся для использования другими педагогами города;
– пополнить банк учебных материалов по формированию финансовой грамотности;
– продолжить участие в различных мероприятиях для педагогов и учащихся по формированию финансовой грамотности.
Реализация поставленной цели осуществляется через:
– Курс «Финансовая грамотность» с 4-11 класс.
– Участие в мероприятиях различного уровня по финансовой грамотности.
– Проведение мастер-классов по финансовой грамотности в рамках городского Методического кластера, городского методического объединения учителей математики, ЛПИфСФУ.
– Повышение квалификации по формированию финансовой грамотности у учащихся.
Финансовая грамотность в XXI веке представляет собой важнейшую компетенцию. Финансовая грамотность включает в себя понимание роли денег в жизни человека, умение эффективно распорядиться ими и принимать осознанные решения при планировании покупок и в целом расходов и доходов, получении кредитов, страховании и инвестировании, распознавать угрозы и снижать риски мошенничества.
Финансовая математика – это инструменты для решения расчетных бытовых задач. Речь идет, прежде всего, об аппарате и методах расчетов, необходимых при финансовых операциях, когда оговариваются значения трех параметров:
– стоимостные характеристики (размеры платежей, кредитов, долговых обязательств),
– специфические элементы (процентные и учетные ставки),
– временные данные (даты и сроки выплат, отсрочки платежей, продолжительность льготных периодов).
Финансовая математика исследует зависимость между этими параметрами и на их основе разрабатывает методы решения финансовых задач. Все, что нужно знать, чтобы освоить финансовую математику – это геометрическая прогрессия, степенная функция, процентные и в редких случаях логарифмические вычисления и решения систем уравнений. Когда решаются задачи, связанные с вопросами финансовой грамотности, это существенно влияет на умение человека анализировать ситуацию. Это не надуманная в теории модель – это реальная работа практической жизни, которая потом будет нужна каждому ребенку.
В 2019-2020 в рамках городского методического объединения учителей математики была разработана и успешно реализована Дорожная карта по развитию математической, финансовой грамотности у учащихся. В рамках методической работы города были проведены серии заседаний Методического кластера под руководством Серебрякова И.П., Носач Е.А.:
«Финансовая грамотность. Разнообразные формы работы»» (перейти)
«Механизмы формирования финансовой грамотности в МБОУ «Лицей»» (перейти)
В течение трех лет проводим открытые городские лекции – практикумы по теме «Банковские задачи» для старшеклассников города. Нами выработаны методические рекомендации для студентов ЛПИфСФУ по способам решения банковских задач. В 2020 году был представлен мастер-класс «Экономические задачи: способы решения», «Финансовый клуб» ЛПИфСФУ.
Открытые городские лекции «Банковские задачи» (перейти)
Мастер-класс «Банковские задачи: способы решения», «Финансовый клуб» выступление для студентов ЛПИСФУ (перейти)
Группа учителей математики успешно прошла обучение на курсах повышения квалификации «Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности различным категориям обучающихся».
Проект «Страхование как способ защиты и накопления» (перейти)
Разработки уроков по финансовой грамотности для учащихся 10 класса по теме «Пенсионное накопительное страхование – альтернатива вкладам», «Страхование гражданской ответственности», «Автострахование» (перейти)
Совместно с ЛПИСФУ был разработан финансовый веб-квест для учащихся 8,9 классов по теме «Управление денежными средствами семьи»
Веб-квест «Управление денежными средствами» для учащихся 8,9 классов (перейти)
Инструкция к веб-квесту «Управление денежными средствами» для учащихся 8,9 классов (перейти)
К сожалению, в школьных учебниках и задачниках не хватает заданий и сюжетов, связанных с планированием семейного бюджета, налогами, доходами, расходами, страхованием и т. п. В связи с этим учителя математики Носач Е.А. и Брагина Н.А. создали учебное пособие с авторскими задачами. Задачи по темам финансовой грамотности носят обучающий характер. Каждая задача этого сборника предполагает осмысление ситуации для принятия осознанного решения либо осмысление полученного результата. В учебном пособии систематизирована информация о способах и приемах решения задач с экономическим содержанием, которые рассчитаны не только на будущих финансистов или экономистов, но и на школьников, изучающих математику по обычной программе общеобразовательной школы.
Сборник задач по финансовой грамотности. Учебное пособие. Авторы: Носач Е.А., Брагина Н.А.
Интерактивный сборник задач по финансовой грамотности в формате LearningApps Авторы: Носач Е.А., Брагина Н.А.
Презентация сборника задач по финансовой грамотности на городском методическом объединении
Опыт работы представляли на III Всероссийской научно-практической конференции, ЛПИ – филиала СФУ. Выступление по теме «Формирование финансовой грамотности у учащихся» (перейти)
В этом году успешно приняли участие в Краевом семейном фестивале по финансовой грамотности. Дети и учителя получили за участие призы и сертификаты соорганизаторов фестиваля. В результате наблюдается позитивная динамика качества обученности с 61,75% по 67, 5% учащихся 5,6 классов. В региональном конкурсе «Финансовый режиссер», учащиеся 10 класса стали победителями в номинации «Лучший игровой видеоролик по финансовой грамотности», 2019 года. (перейти)
Во Всероссийской олимпиаде по финансовой грамотности приняли участие 100 человек, из них 1 победитель, 13 призеров.
Результаты олимпиады по финансовой грамотности (перейти)
Во II Региональном конкурсе методических разработок по учебному курсу «Основы финансовой грамотности», Носач Е. А., призер. (перейти)
Практика обеспечивает:
1. Овладение педагогами содержания обучения детей и подростков в области формирования разумного финансового поведения и повышения эффективности защиты их интересов как потребителей финансовых услуг.
2. Совершенствование компетенций педагогов в области владения педагогическими технологиями деятельностного типа, направленными на формирование разумного финансового поведения учащихся.
3. Расширение системы знаний у педагогов в области разумного финансового поведения, способствовала их личному развитию, как ответственного участника на рынках финансовых услуг.
4. Формирование у учащихся ключевой компетентности – финансовой компетентности.
С какими трудностями в реализации практики нам пришлось столкнуться?
- Подбор учебного материала.
- Разработка сюжетных задач.
3. Проведения отдельных обучающих семинаров и мастер-классов по различным темам курса, а также обучения технологии проведения игр по финансовой грамотности, в т.ч. с использованием дистанционных технологий (в форме вебинаров).
Практические советы:
1. Необходимость проведения системной работы с педагогами по внедрению в практическую деятельность материалов и образовательных программ по финансовой грамотности.
2. Предусмотреть проведение командного обучения для эффективной организации работы в проектных группах.
3. Предусмотреть проведение практических занятий в образовательных организациях в целях практической апробации педагогами своих методических проектных наработок.
4. Необходимость представления опыта работы по финансовой грамотности на сайте городского методического объединения или методического центра города.
Методические материалы:
- Сборник задач по финансовой грамотности. Учебное пособие. Авторы: Носач Е.А., Брагина Н.А. (перейти)
- Интерактивный сборник задач по финансовой грамотности в формате LearningApps (перейти) Авторы: Носач Е.А., Брагина Н.А.
- Презентация сборника задач по финансовой грамотности на городском методическом объединении (перейти)
- III Всероссийская научно-практическая конференция, ЛПИ — филиала СФУ . Выступление по теме «Формирование финансовой грамотности у учащихся». (перейти)
- Веб-квест «Управление денежными средствами» для учащихся 8,9 классов (перейти)
- Инструкция к веб-квесту «Управление денежными средствами» для учащихся 8,9 классов (перейти)
- Проект «Страхование как способ защиты и накопления» авторы — разработчики : Носач Е.А., Брагина Н.А., Килина Л.Н., Цыганкова А.С., Рамазанова Л.В. Программа повышения квалификации «Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности различным категориям обучающихся» (перейти)
- Методический кластер «Финансовая грамотность. Разнообразные формы работы» (перейти)
- Методический кластер «Механизмы формирования финансовой грамотности в МБОУ «Лицей»» (перейти)
- Открытые городские лекции «Банковские задачи» (перейти)
- Мастер-класс «Банковские задачи: способы решения», «Финансовый клуб» выступление для студентов ЛПИСФУ (перейти)
- III Региональный конкурс методических разработок образовательных организаций Красноярского края по учебному курсу «Основы финансовой грамотности». Разработка урока Носач Е.А. (перейти)
- «Лучший игровой видеоролик по финансовой грамотности» в рамках регионального конкурса «Финансовый режиссер», 2019 года (перейти)
Подтверждающие документы об обобщении и представления опыта работы по финансовой грамотности:
- Рецензия на учебное пособие «Сборник задач по финансовой грамотности» авторов Носач Е.А., Брагина Н.А. (перейти)
- Справка о публичной презентации общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности Носач Елены Анатольевны. Тема выступления «Презентация сборника задач по финансовой грамотности» (перейти)
- Справка о публичной презентации общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности Носач Елены Анатольевны. Тема выступления «Повышение финансовой грамотности обучающихся в рамках школьного курса математики» (перейти)
- Диплом призера Регионального конкурса методических разработок по учебному курсу «Основы финансовой грамотности», Носач Елена Анатольевна. В номинации «Лучшие методические материалы по финансовой грамотности в форме презентации» (перейти)
- Сертификат об участии в III Региональном конкурсе методических разработок образовательных организаций Красноярского края по учебному курсу «Основы финансовой грамотности» (перейти)
- Сертификат Носач Елене Анатольевне за проведение семинара-практикума «Банковские задачи» для учащихся школ города (перейти)
- Сертификат по итогам проведения Краевого семейного фестиваля (перейти)
Результаты олимпиады по финансовой грамотности г.Москва,2019-2020
http://momathlesoseb.ru/2021/01/29/%d1%80%d0%b5%d0%b7%d1%83%d0%bb%d1%8c%d1