Тема практики в РАОП «Формирование финансовой грамотности у учащихся» — МБОУ "Лицей"

Тема практики в РАОП «Формирование финансовой грамотности у учащихся»

 Автор: Носач Елена Анатольевна учитель математики высшей квалификационной категории, руководитель городского методического объединения учителей математики г.Лесосибирска.


Описание практики

Формирование финансовой грамотности у учащихся.

Цель: создать условия для обучения педагогов и учащихся финансовой грамотности.

 Задачи: 

— внедрить разработанную дорожную карту учителем Носач Е.А. по формированию функциональной грамотности у учащихся для использования другими педагогами города;

— пополнить банк учебных материалов по формированию финансовой грамотности; 

— продолжить участие в различных мероприятиях для педагогов и учащихся по формированию финансовой грамотности. 

Реализация поставленной цели осуществляется через:

— Курс «Финансовая грамотность» с 4-11 класс.

— Участие в мероприятиях различного уровня по финансовой грамотности.

— Проведение мастер-классов по финансовой грамотности в рамках городского Методического кластера, городского методического объединения учителей математики, ЛПИфСФУ.

 — Повышение квалификации по формированию финансовой грамотности у учащихся.

Финансовая грамотность в XXI веке представляет собой важнейшую компетенцию. Финансовая грамотность включает в себя понимание роли денег в жизни человека, умение эффективно распорядиться ими и принимать осознанные решения при планировании покупок и в целом расходов и доходов, получении кредитов, страховании и инвестировании, распознавать угрозы и снижать риски мошенничества. 

Финансовая математика – это инструменты для решения расчетных бытовых задач. Речь идет, прежде всего, об аппарате и методах расчетов, необходимых при финансовых операциях, когда оговариваются значения трех параметров:

 — стоимостные характеристики (размеры платежей, кредитов, долговых обязательств),

 — специфические элементы (процентные и учетные ставки), 

— временные данные (даты и сроки выплат, отсрочки платежей, продолжительность льготных периодов). 

Финансовая математика исследует зависимость между этими параметрами и на их основе разрабатывает методы решения финансовых задач. Все, что нужно знать, чтобы освоить финансовую математику – это геометрическая прогрессия, степенная функция, процентные и в редких случаях логарифмические вычисления и решения систем уравнений. Когда решаются задачи, связанные с вопросами финансовой грамотности, это существенно влияет на умение человека анализировать ситуацию. Это не надуманная в теории модель – это реальная работа практической жизни, которая потом будет нужна каждому ребенку.

 В 2019-2020 в рамках городского методического объединения учителей математики была разработана и успешно реализована Дорожная карта по развитию математической, финансовой грамотности у учащихся. В рамках методической работы города были проведены серии заседаний Методического кластера под руководством Серебрякова И.П., Носач Е.А.:

«Финансовая грамотность. Разнообразные формы работы»» (перейти)

«Механизмы формирования финансовой грамотности в МБОУ «Лицей»» (перейти)

 В течение трех лет проводим открытые городские лекции — практикумы по теме «Банковские задачи» для старшеклассников города. Нами выработаны методические рекомендации для студентов ЛПИфСФУ по способам решения банковских задач. В 2020 году был представлен мастер-класс «Экономические задачи: способы решения», «Финансовый клуб» ЛПИфСФУ. 

Открытые городские лекции «Банковские задачи» (перейти)

Мастер-класс «Банковские задачи: способы решения», «Финансовый клуб» выступление для студентов ЛПИСФУ (перейти)

 Группа учителей математики успешно прошла обучение на курсах повышения квалификации «Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности различным категориям обучающихся». 

Проект «Страхование как способ защиты и накопления» (перейти)

Разработки уроков по финансовой грамотности для учащихся 10 класса по теме «Пенсионное накопительное страхование — альтернатива вкладам», «Страхование гражданской ответственности», «Автострахование» (перейти)

 Совместно с ЛПИСФУ был разработан финансовый веб-квест для учащихся 8,9 классов по теме «Управление денежными средствами семьи»

Веб-квест «Управление денежными средствами» для учащихся 8,9 классов (перейти)

Инструкция к веб-квесту «Управление денежными средствами» для учащихся 8,9 классов (перейти)

 К сожалению, в школьных учебниках и задачниках не хватает заданий и сюжетов, связанных с планированием семейного бюджета, налогами, доходами, расходами, страхованием и т. п. В связи с этим учителя математики Носач Е.А. и Брагина Н.А. создали учебное пособие с авторскими задачами. Задачи по темам финансовой грамотности носят обучающий характер. Каждая задача этого сборника предполагает осмысление ситуации для принятия осознанного решения либо осмысление полученного результата. В учебном пособии систематизирована информация о способах и приемах решения задач с экономическим содержанием, которые рассчитаны не только на будущих финансистов или экономистов, но и на школьников, изучающих математику по обычной программе общеобразовательной школы. 

Сборник задач по финансовой грамотности. Учебное пособие. Авторы: Носач Е.А., Брагина Н.А. 

Интерактивный сборник задач по финансовой грамотности в формате LearningApps   Авторы: Носач Е.А., Брагина Н.А. 

Презентация сборника задач по финансовой грамотности на городском методическом объединении

Опыт работы представляли на III Всероссийской научно-практической конференции, ЛПИ — филиала СФУ. Выступление по теме «Формирование финансовой грамотности у учащихся»  (перейти)

В этом году успешно приняли участие в Краевом семейном фестивале по финансовой грамотности. Дети и учителя получили за участие призы и сертификаты соорганизаторов фестиваля. В результате наблюдается позитивная динамика качества обученности с 61,75% по 67, 5% учащихся 5,6 классов. В региональном конкурсе «Финансовый режиссер», учащиеся 10 класса стали победителями в номинации «Лучший игровой видеоролик по финансовой грамотности», 2019 года. (перейти)

Во Всероссийской олимпиаде по финансовой грамотности приняли участие 100 человек, из них 1 победитель, 13 призеров. 

Результаты олимпиады по финансовой грамотности (перейти)

 Во II Региональном конкурсе методических разработок по учебному курсу «Основы финансовой грамотности», Носач Е. А., призер. (перейти)

Практика обеспечивает: 

1. Овладение педагогами содержания обучения детей и подростков в области формирования разумного финансового поведения и повышения эффективности защиты их интересов как потребителей финансовых услуг. 

2. Совершенствование компетенций педагогов в области владения педагогическими технологиями деятельностного типа, направленными на формирование разумного финансового поведения учащихся.

3. Расширение системы знаний у педагогов в области разумного финансового поведения, способствовала их личному развитию, как ответственного участника на рынках финансовых услуг. 

4. Формирование у учащихся ключевой компетентности — финансовой компетентности.

С какими трудностями в реализации практики нам пришлось столкнуться? 

  • Подбор учебного материала.
  • Разработка сюжетных задач.

3. Проведения отдельных обучающих семинаров и мастер-классов по различным темам курса, а также обучения технологии проведения игр по финансовой грамотности, в т.ч. с использованием дистанционных технологий (в форме вебинаров).

Практические советы:

1. Необходимость проведения системной работы с педагогами по внедрению в практическую деятельность материалов и образовательных программ по финансовой грамотности. 

2. Предусмотреть проведение командного обучения для эффективной организации работы в проектных группах. 

3. Предусмотреть проведение практических занятий в образовательных организациях в целях практической апробации педагогами своих методических проектных наработок.

4. Необходимость представления опыта работы по финансовой грамотности на сайте городского методического объединения или методического центра города.


Методические материалы:

  • Сборник задач по финансовой грамотности. Учебное пособие. Авторы: Носач Е.А., Брагина Н.А. (перейти)
  • Интерактивный сборник задач по финансовой грамотности в формате  LearningApps (перейти) Авторы: Носач Е.А., Брагина Н.А.
  • Презентация сборника задач по финансовой грамотности на городском методическом объединении (перейти)
  • III Всероссийская научно-практическая конференция, ЛПИ — филиала СФУ .  Выступление по теме «Формирование финансовой грамотности у учащихся». (перейти)
  • Веб-квест «Управление денежными средствами» для учащихся 8,9 классов (перейти)
  • Инструкция к веб-квесту «Управление денежными средствами» для учащихся 8,9 классов (перейти)
  • Проект «Страхование как способ защиты и накопления» авторы — разработчики : Носач Е.А., Брагина Н.А., Килина Л.Н., Цыганкова А.С., Рамазанова Л.В. Программа повышения квалификации «Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности различным категориям обучающихся» (перейти)
  • Методический кластер «Финансовая грамотность. Разнообразные формы работы» (перейти)
  • Методический кластер «Механизмы формирования финансовой грамотности в МБОУ «Лицей»» (перейти)  
  • Открытые городские лекции «Банковские  задачи»  (перейти)
  • Мастер-класс «Банковские задачи: способы решения»,  «Финансовый клуб» выступление для студентов ЛПИСФУ (перейти)
  • III Региональный конкурс методических разработок образовательных организаций Красноярского края по учебному курсу «Основы финансовой грамотности». Разработка урока Носач Е.А. (перейти)
  • «Лучший игровой видеоролик по финансовой грамотности» в рамках регионального конкурса «Финансовый режиссер», 2019 года (перейти)

Подтверждающие документы об обобщении и представления опыта работы по финансовой грамотности: 

  • Рецензия на учебное пособие «Сборник задач по финансовой грамотности» авторов Носач Е.А., Брагина Н.А.    (перейти)
  • Справка о публичной презентации общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности Носач Елены Анатольевны. Тема выступления «Презентация сборника задач по финансовой грамотности» (перейти)
  • Справка о публичной презентации общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности Носач Елены Анатольевны.  Тема выступления «Повышение финансовой грамотности обучающихся в рамках школьного курса математики»  (перейти)
  • Диплом призера Регионального конкурса методических разработок по учебному курсу «Основы финансовой грамотности», Носач Елена Анатольевна. В номинации «Лучшие методические материалы по финансовой грамотности в форме презентации»  (перейти)
  • Сертификат об участии в III Региональном конкурсе методических разработок образовательных организаций Красноярского края по учебному курсу «Основы финансовой грамотности» (перейти)
  • Сертификат Носач Елене Анатольевне за проведение семинара-практикума «Банковские задачи» для учащихся школ города   (перейти)
  • Сертификат по итогам проведения Краевого семейного фестиваля (перейти)

Результаты олимпиады по финансовой грамотности г.Москва,2019-2020  

http://momathlesoseb.ru/2021/01/29/%d1%80%d0%b5%d0%b7%d1%83%d0%bb%d1%8c%d1

WordPress Lessons