Книжный фестиваль как средство формирования духовно-нравственных ценностей лицеистов

Авторы: Жиляева Елена Николаевна, заместитель директора по ВР,

Тауснева Оксана Алексеевна, заместитель директора по УВР

Описание практики

Воспитание детей рассматривается сегодня как стратегический общенациональный приоритет. Главное назначение воспитания – формирование ценностных ориентаций у детей. Ценности – продукт исторического опыта, система ориентиров и своеобразных «указателей» на то, что значимо, правильно, ценно для человека. Кладезь духовных ориентиров, нравственных устоев – это КНИГИ. Чтение книги – ни с чем несравнимое занятие, дарящее человеку духовную пищу. Именно в книге заложен многовековой опыт жития-бытия человечества, его умственные, духовно-нравственные ценности.

Проблема, которую решает практика: как в нетрадиционной форме формировать навыки читательского общения и развивать духовно-нравственные качества.

Цель практики: создать условия для формирования духовно-нравственных ценностей лицеистов с использованием лучших образцов классической, современной художественной и научно-познавательной литературы.

Задачи:

  • Создать новый формат воспитательной работы по формированию духовно-нравственных ценностей – книжный фестиваль;
  • Продвигать значимость книги и чтения как эффективного способа культурного и интеллектуального развития лицеистов и читательского общения;
  • Интерпретировать прочитанные произведения через создание групповых творческих продуктов с целью привлечения внимания к книге и процессу чтения;
  • Создать силами классных коллективов читательских экспозиций на основе прочитанных книг согласно предложенной тематики книжного фестиваля.

Реализация поставленной цели решается через ежегодное проведение крупномасштабного мероприятия – Книжный фестиваль.

Фестиваль предлагает новаторский подход к пропаганде чтения, поиск новых форматов читательского общения. Идея книжного фестиваля – это объединение на базе лицея учащихся, родителей, педагогов, библиотекарей и всех тех, кто любит книгу.

Книжный фестиваль – это особая организационно-художественная форма, это массовое со-бытийное атмосферное мероприятие, это демонстрация многовекторности детского творчества, это соединение книги с новыми видами искусства.  

Книжный фестиваль в нашем образовательном учреждении проводится с 2016 года и каждый год имеет определенную тематику:

2016 год – «Книга – целая Вселенная!»

2017 год – «Книжная наука и наука в книге!»

2018 год – «Место для добрых дел – везде, время для добрых дел – всегда!»

2019 год – «Новогодний книжный карнавал»

2020 год – «Страницы книг расскажут о войне»

2021 год – «Новогодние фантазии в исторических эпохах»

2022 – «Новогодняя перезагрузка с героями книг».

Основная суть: на основе прочитанных произведений классные коллективы создают такие творческие продукты, которые вызывают интерес, побуждают к чтению и обсуждению, тем самым расширяют читательскую аудиторию, повышают читательскую культуру, приобщают к духовно-нравственным ценностям.

Каждый классный коллектив после выбора и прочтения книги, соответствующей тематике фестиваля, придумывает формат представления книги, оформляет кабинет, «проживает» этот день в духе выбранного произведения. Классные коллективы ходят друг к другу в гости на просмотр, общаются, оставляют отзывы.

Форматы представления книг лицеисты демонстрируют разнообразные:

  • Чуткие чтения;
  • Мини-спектакли;
  • Иммерсивные театры;
  • Мастер-классы;
  • Литературные бродилки;
  • Мастерские;
  • Литературные лаборатории;
  • Книгоигры;
  • Читательские викторины;
  • Книжные дефиле;
  • Музей одной книги;
  • Научные лаборатории;
  • Квесты;
  • Детективные агентства;
  • Музей проживания книги;
  • Виртуальные прочтения;
  • Интеллектуальные погружения;
  • Инсталляции;
  • АРТ–зоны;
  • Крафт-зоны;
  • Информационные локации.

Книжному фестивалю предшествуют мероприятия-спутники: часы общения, громкие чтения, кинопросмотры, мозговые штурмы, детальные обсуждения, записи аудиофайлов, мастер-классы по монтажу видео и т.д.

В пандемию книжный фестиваль как фирменное мероприятие лицея тоже состоялся. Это был следующий формат – парад буктрейлеров по книгам о войне в социальной сети https://vk.com/event202695084

Книжный фестиваль не имеет конкурсной основы, оценивание представлений книг классными коллективами происходит в формате отзывов зрителей: плакат-отзыв (оформляется в соответствии стилистики книги на дверях классного кабинета), отзывы-листовки (заполняют гости нашего учреждения, родители), оценочные листы (заполняют эксперты). На основании отзывов классному коллективу присваивается характерная именно для него номинация. Примеры номинаций книжного фестиваля:

Книжный фестиваль, номинации 2017 https://leslicey.ru/wp-content/uploads/2023/02/Knizhnyj-festival-nominacii-2017-god.pdf

Книжный фестиваль, номинации 2018 https://leslicey.ru/wp-content/uploads/2023/02/Knizhnyj-festival-nominacii-2018-god.pdf

Книжный фестиваль, номинации 2021 https://leslicey.ru/wp-content/uploads/2023/02/Knizhnyj-festival-nominacii-2021.pdf

Клип из фрагментов книжного фестиваля https://disk.yandex.ru/i/TT2OQa8tkaGRiA

Средства, технологии: практика реализуется через воспитательную технологию КТД, технологию со-бытийного мероприятия, проектную технологию, РКМЧП, технологию смыслового чтения.

Образовательные результаты практики:

  • Новый формат читательского общения – книжный фестиваль;
  • Погружение в мир книги и чтения;
  • Увеличение числа читателей в лицейской и городской библиотеках;
  • Понимание значимости книги и чтения как эффективного способа духовно-нравственного развития;
  • Использование чтения для достижения личных и творческих целей;
  • Сплочение классного коллектива в общем творческом деле;

Оценка результатов:

  • Лист обратной связи «Я и со-бытие» (понимаю, принимаю, размышляю);
  • Лист самооценивания;
  • Статистические данные библиотек (абонементы)
  • Статистические данные фестиваля (количество площадок представления книг, количество участников, % охвата)
WordPress Lessons