Авторы: Жиляева Елена Николаевна, заместитель директора по ВР,
Тауснева Оксана Алексеевна, заместитель директора по УВР
Описание практики
Воспитание детей рассматривается сегодня как стратегический общенациональный приоритет. Главное назначение воспитания – формирование ценностных ориентаций у детей. Ценности – продукт исторического опыта, система ориентиров и своеобразных «указателей» на то, что значимо, правильно, ценно для человека. Кладезь духовных ориентиров, нравственных устоев – это КНИГИ. Чтение книги – ни с чем несравнимое занятие, дарящее человеку духовную пищу. Именно в книге заложен многовековой опыт жития-бытия человечества, его умственные, духовно-нравственные ценности.
Проблема, которую решает практика: как в нетрадиционной форме формировать навыки читательского общения и развивать духовно-нравственные качества.
Цель практики: создать условия для формирования духовно-нравственных ценностей лицеистов с использованием лучших образцов классической, современной художественной и научно-познавательной литературы.
Задачи:
- Создать новый формат воспитательной работы по формированию духовно-нравственных ценностей – книжный фестиваль;
- Продвигать значимость книги и чтения как эффективного способа культурного и интеллектуального развития лицеистов и читательского общения;
- Интерпретировать прочитанные произведения через создание групповых творческих продуктов с целью привлечения внимания к книге и процессу чтения;
- Создать силами классных коллективов читательских экспозиций на основе прочитанных книг согласно предложенной тематики книжного фестиваля.
Реализация поставленной цели решается через ежегодное проведение крупномасштабного мероприятия – Книжный фестиваль.
Фестиваль предлагает новаторский подход к пропаганде чтения, поиск новых форматов читательского общения. Идея книжного фестиваля – это объединение на базе лицея учащихся, родителей, педагогов, библиотекарей и всех тех, кто любит книгу.
Книжный фестиваль – это особая организационно-художественная форма, это массовое со-бытийное атмосферное мероприятие, это демонстрация многовекторности детского творчества, это соединение книги с новыми видами искусства.
Книжный фестиваль в нашем образовательном учреждении проводится с 2016 года и каждый год имеет определенную тематику:
2016 год – «Книга – целая Вселенная!»
2017 год – «Книжная наука и наука в книге!»
2018 год – «Место для добрых дел – везде, время для добрых дел – всегда!»
2019 год – «Новогодний книжный карнавал»
2020 год – «Страницы книг расскажут о войне»
2021 год – «Новогодние фантазии в исторических эпохах»
2022 – «Новогодняя перезагрузка с героями книг».
Основная суть: на основе прочитанных произведений классные коллективы создают такие творческие продукты, которые вызывают интерес, побуждают к чтению и обсуждению, тем самым расширяют читательскую аудиторию, повышают читательскую культуру, приобщают к духовно-нравственным ценностям.
Каждый классный коллектив после выбора и прочтения книги, соответствующей тематике фестиваля, придумывает формат представления книги, оформляет кабинет, «проживает» этот день в духе выбранного произведения. Классные коллективы ходят друг к другу в гости на просмотр, общаются, оставляют отзывы.
Форматы представления книг лицеисты демонстрируют разнообразные:
- Чуткие чтения;
- Мини-спектакли;
- Иммерсивные театры;
- Мастер-классы;
- Литературные бродилки;
- Мастерские;
- Литературные лаборатории;
- Книгоигры;
- Читательские викторины;
- Книжные дефиле;
- Музей одной книги;
- Научные лаборатории;
- Квесты;
- Детективные агентства;
- Музей проживания книги;
- Виртуальные прочтения;
- Интеллектуальные погружения;
- Инсталляции;
- АРТ–зоны;
- Крафт-зоны;
- Информационные локации.
Книжному фестивалю предшествуют мероприятия-спутники: часы общения, громкие чтения, кинопросмотры, мозговые штурмы, детальные обсуждения, записи аудиофайлов, мастер-классы по монтажу видео и т.д.
В пандемию книжный фестиваль как фирменное мероприятие лицея тоже состоялся. Это был следующий формат – парад буктрейлеров по книгам о войне в социальной сети https://vk.com/event202695084
Книжный фестиваль не имеет конкурсной основы, оценивание представлений книг классными коллективами происходит в формате отзывов зрителей: плакат-отзыв (оформляется в соответствии стилистики книги на дверях классного кабинета), отзывы-листовки (заполняют гости нашего учреждения, родители), оценочные листы (заполняют эксперты). На основании отзывов классному коллективу присваивается характерная именно для него номинация. Примеры номинаций книжного фестиваля:
Книжный фестиваль, номинации 2017 https://leslicey.ru/wp-content/uploads/2023/02/Knizhnyj-festival-nominacii-2017-god.pdf
Книжный фестиваль, номинации 2018 https://leslicey.ru/wp-content/uploads/2023/02/Knizhnyj-festival-nominacii-2018-god.pdf
Книжный фестиваль, номинации 2021 https://leslicey.ru/wp-content/uploads/2023/02/Knizhnyj-festival-nominacii-2021.pdf
Клип из фрагментов книжного фестиваля https://disk.yandex.ru/i/TT2OQa8tkaGRiA
Средства, технологии: практика реализуется через воспитательную технологию КТД, технологию со-бытийного мероприятия, проектную технологию, РКМЧП, технологию смыслового чтения.
Образовательные результаты практики:
- Новый формат читательского общения – книжный фестиваль;
- Погружение в мир книги и чтения;
- Увеличение числа читателей в лицейской и городской библиотеках;
- Понимание значимости книги и чтения как эффективного способа духовно-нравственного развития;
- Использование чтения для достижения личных и творческих целей;
- Сплочение классного коллектива в общем творческом деле;
Оценка результатов:
- Лист обратной связи «Я и со-бытие» (понимаю, принимаю, размышляю);
- Лист самооценивания;
- Статистические данные библиотек (абонементы)
- Статистические данные фестиваля (количество площадок представления книг, количество участников, % охвата)