Экспо-холл «Круг семьи и колесо истории: реконструкция семейных историй о героях Великой отечественной войны»

 Авторы: Комарова Инна Анатольевна, учитель истории 

 МБОУ «Лицей» г. Лесосибирска 

Описание практики  

Проблема 

Современная школа должна воспитать готовность человека к «инновационному поведению». На смену послушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать. Это касается всех сфер жизни: бытовой, социальной. Таким образом, приоритетом школьного образования становится формирование у школьников общеучебных умений, навыков, способов деятельности, уровень освоения которых предопределяет успешность всего последующего обучения. 

   В последнее время эту проблему пытаются решить через организацию проектной деятельности, под которой мы понимаем самостоятельную деятельность учащихся, осуществляемую  под руководством учителя, направленную на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального или интеллектуального  продукта.  

Мы нашли интересную форму предоставления результатов проектной деятельности (индивидуальный, групповой) – экспо-холл. 

Цель: сбор, размещение и демонстрация документов и экспонатов, посвященных истории Великой Отечественной войны нашей страны через историю семей учащихся МБОУ «Лицей».   

Задачи: 

  1. Организация поисково-исследовательской работы учащихся, родителей, педагогических работников в семейных архивах и библиотечных фондах. 
  1. Привлечение к организации поисково-исследовательской работы учреждения культуры города Лесосибирска (детская городская библиотека, городской музей) через организацию тематических выставок и экскурсий. 
  1. Создание классными коллективами тематических экспозиций, на основе собранного материала согласно предложенной тематики экспо-холла. 
  1. Создание экспо-холла «Круг семьи и колесо истории: реконструкция семейных историй о героях ВОВ» на основе созданных классными коллективами экспозиций. 
  1. Подготовка маршрута и экскурсоводов по экспо-холлу. 
  1. Организация и открытие выставки «Круг семьи и колесо истории: реконструкция семейных историй о героях ВОВ». 
  1. Информирование общественности об открытии и функционировании экспо-холла через СМИ, сайт лицея, сетевые сообщества. 
  1. Функционирование выставки с проведением экскурсионных мероприятий для родителей, работников и учащихся лицея, жителей микрорайона. 
  1. Подведение итогов работы выставки и  анализ ее эффективности. 

Среди проблем, с которыми сталкивается сегодня наше общество, особенно острым и актуальным являются те, что связаны с передачей памяти о Великой Отечественной войне новым поколениям детей и подростков. Объем накопленной за прошедшие 75 лет исторической памяти чрезвычайно велик.  Однако формы ее передачи и презентации в большинстве случаев одинаковы. На первый план сегодня выдвигается идея влияния войны на конкретные судьбы людей и мысль о недопустимости любой войны и невозможности оправдать убийство. Эти имеет особо важное значение при обсуждении с детьми и подростками тех страниц военной истории, которые непосредственно связаны с историями их семей.  

Сегодня такие приемы как: запись устных историй, актуализация личных историй через письма, дневники, документы из «Личных дел», разговор о большой истории через судьбу конкретного человека или семьи, стали активно применяться в школах, музеях и библиотеках, и даже в рамках школьных проектных заданий. Практика вовлечения жителей страны в сбор и обработку краеведческих материалов, проекты «соучастия» стали широко практиковаться. Сбор документов детьми и подростками о прошлом своей семьи есть восстановление исторической памяти. Сегодня школьники, исследуя документы и письма прошлого века, начинают осознавать, какие жестокие испытания выпали на долю их предков, какое мужество и стойкость проявили их деды в окопах чудовищной войны и в бараках сталинских лагерей, как безмерно трудна была жизнь их бабушек. Связь времен восстанавливается, и в этом есть глубокий смысл проекта по организации в нашем лицее проекта экспо-холла «Круг семьи и колесо истории: реконструкция семейных историй о героях ВОВ». 

Экспо – холл – это масштабная экспозиционная выставка. Предметов и аксессуаров на такой выставке обычно значительно больше, а книги и другие документы удачно вписываются в экспозицию. Выставка-экспозиция будет организована в виде инсталляций, музейных уголков, оформлена в витринах, на столах, стремянках, стеллажах, чемоданах и т.д.  

Главные экспонаты выставки: 

– книги; 

– сочинения ребят; 

– газетно-журнальные статьи и иллюстративный материал; 

– фронтовые письма и фотографии; 

– открытки военного времени; 

– ордена и медали; 

– фонозаписи; 

– личные вещи фронтовиков. 

Экспозиционное пространство организовано по следующим локациям: 

– «Памятная книга с домашней полки» (лучшие книжные издания о войне советского времени); 

– «Война на открытке» (фотосушка); 

– «Старая пластинка» (фонозаписи с военными песнями); 

– «Пожелтевшие страницы-свидетели семейной истории» (газетные вырезки); 

– «Письма из потайного ящичка» (фронтовые письма и фотографии); 

– «Истории моей семьи, рассказанные старым шкафом» (вещи и награды). 

Сопутствующие мероприятия: 

– поисковая работа в домашних архивах и библиотеках города; 

– Дни героя в классах; 

– премьера выставки; 

– экскурсии по выставке; 

– анализ эффективности выставки. 

Практика реализуется через технологии организации проектно-исследовательской деятельности, ИКТ-технологии. Используются наглядные (иллюстрация, демонстрация); продуктивные (проблемные, поисковые) методы. Проводятся практические занятия-консультации (оформление: книжки-раскладушки, запись аудиофайлов, как правильно оформить выставку в классе, какое пространство можно использовать),  встречи с интересными людьми (работники городского музея). 

Результаты: 

  1. Отбор экспонатов, их описание и оформление в экспозицию школьного музея в форме витрины, печатных изданий, создание страницы в виртуальном музее лицея. 
  1. Разработка внеклассного мероприятия для разных возрастных категорий на основе материалов экспозиций школьного музея. 
  1. Осваивание способов социального взаимодействия (люди, организации) 
  1. Приобретение социального опыта 
  1. Освоение новых социальных ролей, норм, правил общественного поведения 

https://vk.com/video?z=video322534623_456239029%2Fpl_cat_updates

http://komarovahistory.ru/muzej-liczejskoe-vremya/

WordPress Lessons