Кем быть? Вот в чем вопрос…

Главная Форумы Психологическая поддержка Кем быть? Вот в чем вопрос…

В этой теме 0 ответов, 1 участник, последнее обновление  admin 4 года/лет, 3 мес. назад.

  • Автор
    Сообщения
  • #912

    admin
    Хранитель

    Кем быть? Вот в чем вопрос…

    Выбор профессии – это один из самых главных выборов, которые мы делаем в нашей жизни. А вопросами «Кем быть?» и «Как выбрать профессию?» многие из нас задаются еще в раннем детстве. Но почему же выбор профессии так важен для человека?

    Дело в том, что выбор профессии – это выбор своего жизненного пути, возможность реализовать свои таланты и состояться, как творческая личность. Любимая работа вдохновляет человека, побуждая его покорять все новые и новые вершины, а нелюбимая – «подрезает крылья», и превращает в утомленного и разочарованного жизнью индивида.

    Но как выбрать профессию и при этом не ошибиться?

    Правильный выбор профессии позволит вам полностью реализовать свой потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне. Как и любое дело, выбор профессии начинается с постановки цели. Цели должны быть: конкретными (хочу получить Нобелевскую премию в области литературы) реалистичными, то есть соотнесенными с собственными возможностями – физическими, интеллектуальными, финансовыми, возрастными и т.д., ограниченными во времени («цель – это мечта, которая должна осуществится точно к назначенному сроку»).Цели должны быть обеспечены внутренними ресурсами – личностными особенностями, склонностями, способностями, профессионально важными качествами, а не внешними – деньги, связи, случай. При планировании профессиональной карьеры необходимо выделить следующие моменты:

    главная цель (кем хочу стать, чего хочу достичь, каким хочу быть);

    цепочка ближних и дальних конкретных целей (занятия в кружках, секциях, знакомство с будущей профессией, возможным местом учебы или работы);

    пути и средства достижения целей (знания и умения, связи и деньги);

    внешние условия достижения целей (выбор места учебы или работы, возможные препятствия и пути их преодоления);

    внутренние условия достижения целей (способности, сила воли, здоровье);

    запасные варианты и пути их достижения (это как запасной парашют).

    Если ваша цель – выбор профессии в соответствии с вашими возможностями и потребностями, задайте себе следующие вопросы:

    на какой уровень образования (высшее, среднее специальное, курсы или что-то еще) я могу рассчитывать, учитывая свою школьную успеваемость и интеллектуальные возможности, умения;

    каким должно быть содержание профессии, чтобы мне было интересно работать;

    какое материальное вознаграждение я хочу получить за свой труд – реальный минимум заработной платы;

    какой образ жизни я хочу вести: напряженный, когда приходится уделять работе не только рабочее, но и личное время – или свободный, позволяющий много времени отдавать семье, друзьям и любимому делу;

    хочу я работать рядом с домом, или мне это безразлично.

    Выбор можно считать правильным, если соблюдаются следующие условия.

    1. «Могу» — вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств – интеллектуальных, физических, личностных.

    2. «Надо» — эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда.

    3. «Хочу» -будущая работа должна быть в радость, а не в тягость.

    Представим эти условия в виде трех окружностей – «ХОЧУ», «МОГУ», «НАДО», и посмотрим, что означает несовпадение или частичное совпадение этих окружностей.

    три кита

    Интересы и склонности («МОГУ»)

    Интересы бывают различны по содержанию (интерес к литературе, музыке, технике, животным, цветам, компьютерным играм, моделированию одежды и т.д.), по глубине, по длительности. Способность проявлять интерес связана с особенностями темперамента человека: у меланхоликов и флегматиков обычно интересы более устойчивые и глубокие. Зато у холериков и сангвиников интересы шире.

     

    Большинство великих людей — ученых, писателей, композиторов, художников — уже в детском возрасте проявляли интересы и склонности к занятиям наукой, литературой, музыкой, изобразительным искусством. Но интерес этот возникал не на пустом месте. На формирование интересов влияет окружающая среда, воспитание и образование. У каждого человека есть своя «программа», которую психологи называют жизненным сценарием. Сценарий складывается еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей. Определить свои интересы вам поможет следующая методика:

    Методика “Профиль”

    Текст
    Методика «Профиль»
    (методика карты интересов А. Голомштока в модификации Г. Резапкиной)

    Инструкция. Данные вопросы касаются вашего отношения к различным направлениям деятельности. Нравится ли вам делать то, о чем говориться в опроснике? Если да, то в бланке ответов рядом с номером вопроса поставьте плюс, если не нравится – минус.

    Номера вопросов Сумма баллов

    1 11 21 31 41

    2 12 22 32 42

    3 13 23 33 43

    4 14 24 34 44

    5 15 25 35 45

    6 16 26 36 46

    7 17 27 37 47

    8 18 28 38 48

    9 19 29 39 49

    10 20 30 40 50

    1. Узнавать об открытиях в области физики и математики.

    2. Смотреть передачи о жизни растений и животных.

    3. Выяснять устройство электроприборов.

    4. Читать научно-популярные технические журналы.

    5. Смотреть передачи о жизни людей в разных странах.

    6. Бывать на выставках, концертах, спектаклях.

    7. Обсуждать и анализировать события в стране и за рубежом.

    8. Наблюдать за работой медсестры, врача.

    9. Создавать уют и порядок в доме, классе, школе.

    10. Читать книги и смотреть фильмы о войнах и сражениях.

    11. Заниматься математическими расчетами и вычислениями.

    12. Узнавать об открытиях в области химии и биологии.

    13. Ремонтировать бытовые электроприборы.

    14. Посещать технические выставки, знакомиться с достижениями науки и техники.

    15. Ходить в походы, бывать в новых неизведанных местах.

    16. Читать отзывы и статьи о книгах, фильмах, концертах.

    17. Участвовать в общественной жизни школы, города.

    18. Объяснять одноклассникам учебный материал.

    19. Самостоятельно выполнять работу по хозяйству.

    20. Соблюдать режим, вести здоровый образ жизни.

    21. Проводить опыты по физике.

    22. Ухаживать за животными растениями.

    23. Читать статьи об электронике и радиотехнике.

    24. Собирать и ремонтировать часы, замки, велосипеды.

    25. Коллекционировать камни, минералы.

    26. Вести дневник, сочинять стихи и рассказы.

    27. Читать биографии известных политиков, книги по истории.

    28. Играть с детьми, помогать делать уроки младшим.

    29. Закупать продукты для дома, вести учет расходов.

    30. Участвовать в военных играх, походах.

    31. Заниматься физикой и математикой сверх школьной программы.

    32. Замечать и объяснять природные явления.

    33. Собирать и ремонтировать компьютеры.

    34. Строить чертежи, схемы, графики, в том числе на компьютере.

    35. Участвовать в географических, геологических экспедициях.

    36. Рассказывать друзьям о прочитанных книгах, увиденных фильмах и спектаклях.

    37. Следить за политической жизнью в стране и за рубежом

    38. Ухаживать за маленькими детьми или близкими, если они заболели.

    39. Искать и находить способы зарабатывания денег.

    40. Заниматься физической культурой и спортом.

    41. Участвовать в физико-математических олимпиадах.

    42. Выполнять лабораторные опыты по химии и биологии.

    43. Разбираться в принципах работы электроприборов.

    44. Разбираться в принципах работы различных механизмов.

    45. “Читать” географические и геологические карты.

    46. Участвовать в спектаклях, концертах.

    47. Изучать политику и экономику других стран.

    48. Изучать причины поведения людей, строение человеческого организма.

    49. Вкладывать заработанные деньги в домашний бюджет.

    50. Участвовать в спортивных соревнованиях.

    Обработка результатов. Десять горизонтальных строк в номерами вопросов в бланке — это десять возможных направлений профессиональной деятельности:

    1 – физика и математика;

    2 – химия и биология;

    3 – радиотехника и электроника;

    4 – механика и конструирование;

    5 – география и геология;

    6 – литература и искусство;

    7 – история и политика;

    8 – педагогика и медицина;

    9 – предпринимательство и домоводство;

    10 – спорт и военное дело.

    Подсчитайте число плюсов в каждой строчке таблицы. Чем их больше, тем выше интерес к этим занятиям. Пять баллов говорят о ярко выраженном интересе к предмету или виду деятельности. Это – необходимое, но не достаточное условие правильного выбора профессии. Другое важное условие – способности, или профессионально важные качества. Если сумма баллов ни в одной строчке не превышает двух баллов, значит, профессиональные интересы слабо выражены.

    Все значительные профессиональные достижения выросли из интересов, которые при благоприятных условиях развились в склонности. Если интересы можно обозначить словом “хочу”, то склонности — это первый шаг к “могу”.

    Опросник профессиональных склонностей

    Текст
    4. Опросник профессиональных склонностей
    (методика Л. Йовайши в модификации Г. Резапкиной)

    Инструкция. Для того, чтобы определить свои профессиональные склонности, выберите один из трех вариантов – «а», «б» или «в» – и отметьте его в бланке.
    Образец бланка

    psih2

    1. Мне хотелось бы в своей профессиональной деятельности
    а) общаться с самыми разными людьми;
    б) снимать фильмы, писать книги, рисовать, выступать на сцене и т.д.
    в) заниматься расчетами; вести документацию.
    2. В книге или кинофильме меня больше всего привлекает
    а) возможность следить за ходом мыслей автора;
    б) художественная форма, мастерство писателя или режиссера;
    в) сюжет, действия героев.
    3. Меня больше обрадует Нобелевская премия
    а) за общественную деятельность;
    б) в области науки;
    в) в области искусства.
    4. Я скорее соглашусь стать
    а) главным механиком;
    б) начальником экспедиции;
    в) главным бухгалтером.
    5. Будущее людей определяют
    а) взаимопонимание между людьми;
    б) научные открытия;
    в) развитие производства.
    6. Если я стану руководителем, то в первую очередь займусь
    а) созданием дружного, сплоченного коллектива;
    б) разработкой новых технологий обучения;
    в) работой с документами.
    7. На технической выставке меня больше привлечет
    а) внутреннее устройство экспонатов;
    б) их практическое применение;
    в) внешний вид экспонатов (цвет, форма).
    8. В людях я ценю, прежде всего
    а) дружелюбие и отзывчивость;
    б) смелость и выносливость;
    в) обязательность и аккуратность.
    9. В свободное время мне хотелось бы
    а) ставить различные опыты, эксперименты;
    б) писать стихи, сочинять музыку или рисовать;
    в) тренироваться.
    10. В заграничных поездках меня скорее заинтересует
    а) возможность знакомства с историей и культурой другой страны;
    б) экстремальный туризм (альпинизм, виндсерфинг, горные лыжи);
    в) деловое общение
    11. Мне интереснее беседовать о
    а) человеческих взаимоотношениях;
    б) новой научной гипотезе;
    в) технических характеристиках новой модели машины, компьютера.
    12. Если бы в моей школе было всего три кружка, я бы выбрал (а)
    а) технический;
    б) музыкальный;
    в) спортивный.
    13. В школе следует обратить особое внимание на
    а) улучшение взаимопонимания между учителями и учениками;
    б) поддержание здоровья учащихся, занятия спортом;
    в) укрепление дисциплины.
    14. Я с большим удовольствием смотрю
    а) научно-популярные фильмы;
    б) программы о культуре и искусстве;
    в) спортивные программы.
    15. Мне хотелось бы работать
    а) с детьми или сверстниками;
    б) с машинами, механизмами;
    в) с объектами природы.
    16. Школа в первую очередь должна
    а) учить общению с другими людьми;
    б) давать знания;
    в) обучать навыкам работы.
    17. Главное в жизни
    а) иметь возможность заниматься творчеством;
    б) вести здоровый образ жизни;
    в) тщательно планировать свои дела.
    18. Государство должно в первую очередь заботиться о
    а) защите интересов и прав граждан;
    б) достижениях в области науки и техники;
    в) материальном благополучии граждан.
    19. Мне больше всего нравятся уроки
    а) труда;
    б) физкультуры;
    в) математики.
    20. Мне интереснее было бы
    а) заниматься сбытом товаров;
    б) изготавливать изделия;
    в) планировать производство товаров.
    21. Я предпочитаю читать статьи о
    а) выдающихся ученых и их открытиях;
    б) интересных изобретениях;
    в) жизни и творчестве писателей, художников, музыкантов.
    22. В свободное время я люблю
    а) читать, думать, рассуждать;
    б) что-нибудь мастерить, шить, ухаживать за животными, растениями;
    в) ходить на выставки, концерты, в музеи.
    23. Больший интерес у меня вызовет сообщение о
    а) научном открытии;
    б) художественной выставке;
    в) экономической ситуации.
    24. Я предпочту работать
    а) в помещении, где много людей;
    б) в необычных условиях;
    в) в обычном кабинете.

    Обработка результатов. Подсчитайте число обведенных букв в каждом из шести столбцов и запишите эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки.

    10-12 баллов – ярко выраженная профессиональная склонность.
    7-9 баллов – склонность к определенному виду деятельности.
    4-6 баллов – слабо выраженная профессиональная склонность.
    0-3 баллов – профессиональная склонность не выражена.

    Шесть столбцов – это шесть видов деятельности. Обратите внимание на те виды деятельности, которые набрали большее количество баллов. Совпадает ли ваш выбор профессии с полученными результатами?

    1 — склонность к работе с людьми. Профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием (бытовым, медицинским, справочно-информационным). Людей, успешных в профессиях этой группы, отличает общительность, способность находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения.

    2 — склонность к исследовательской (интеллектуальной) работе. Профессии, связанные с научной деятельностью. Кроме специальных знаний такие люди обычно отличаются рациональностью, независимостью суждений, аналитическим складом ума.

    3 — склонность к практической деятельности. Круг этих профессий очень широк: производство и обработка металла; сборка, монтаж приборов и механизмов; ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; монтаж, ремонт зданий, конструкций; управление транспортом; изготовление изделий.

    4 — склонность к эстетическим видам деятельности. Профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий кроме специальных способностей (музыкальных, литературных, актерских) отличает оригинальность и независимость.

    5 — склонность к экстремальным видам деятельности. Профессии, связанные с занятиями спортом, путешествиями, экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной деятельности, службой в армии. Все они предъявляют особые требования к физической подготовке, здоровью, волевым качествам.

    6 — склонность к планово-экономическим видам деятельности. Профессии, связанные с расчетами и планированием (бухгалтер, экономист); делопроизводством, анализом текстов и их преобразованием (редактор, переводчик, лингвист); схематическим изображением объектов (чертежник, топограф). Эти профессии требуют от человека собранности и аккуратности.

    Как управлять своими интересами и склонностями?

    Управлять своими собственными интересами просто необходимо. Для это нужно соблюдать следующие условия:  добровольность — цели, поставленные перед собой самим человеком, достигаются легче, чем цели, навязанные другими; постепенность — следует дозировать усилия, увеличивая их постепенно; положительные эмоции — “усилие на грани приятного” — заниматься до тех пор, пока дело в радость, а не в тягость.

    Интерес формируется в реальном деле — пока не попробуешь, не поймешь, твое это или нет. Поэтому постарайтесь попробовать себя в разных видах деятельности — спорте, литературе, искусстве, науке – в том объеме и на том уровне, на каком это возможно в школьных кружках и секциях, музыкальных школах и т.п.

    Следующее необходимое условие правильного выбора профессии – учет своих профессиональных возможностей, то есть способностей

Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.